- Клавдия Ивановна Шульженко
Клавдия Ивановна Шульженко
Эстрадная певица, Народная артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта (11 марта по ст.ст.) 1906 г. в Харькове (Украина) в семье бухгалтера Главного управления железной дороги. От отца, который увлекался музыкой, играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах, Клавдия Ивановна унаследовала любовь к народным песням. Она с детства мечтала стать актрисой драматического театра, выступала в самодеятельности, в дворовых спектаклях, в которых обязательно пела.
После окончания гимназии и завершения класса фортепиано, Клавдия Шульженко в 1923 г. дебютировала в Харьковском театре драмы в оперетте Оффенбаха "Перикола", где пела в хоре. Была занята в спектаклях "Дети Ванюшина", "Казнь", где играла певицу и исполняла романс "Звезды на небе". Ее учителями в театре были режиссер Николай Синельников и композитор Исаак Дунаевский. Она также брала уроки вокала и сольфеджио у профессора Харьковской консерватории Никиты Чемизова.
После окончания спектаклей Шульженко выступала в рабочих клубах, в дивертисментах, на летних эстрадных площадках города. Первой песней "пролетарского репертуара" Шульженко стали "Песня о кирпичном заводе" ("Кирпичики") ‑ жанровая любовная сценка из жизни рабочих кирпичного завода, и песня о горняках – "Шахта №3". Эти песни считались первыми образцами современной бытовой песни.
Летом 1925 г. Шульженко начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.
В 1927 г. композитор Юлий Мейтус специально для нее написал несколько новых произведений ("Красный мак", "Красная армия", "Гренада", "На санках", "Силуэт"), которые вскоре стали популярными.
Весной 1928 г. состоялся певческий дебют Клавдии Шульженко на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.
В январе 1929 г., после успешного дебюта на сцене Московского мюзик‑холла в программе "100 минут репортера", дирекция Ленинградского мюзик‑холла пригласила Шульженко в труппу театра. Она участвовала в программах "Аттракционы в действии". В октябре 1931 г. в Ленинградском мюзик‑холле состоялась премьера спектакля "Условно убитый", где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой, исполнив песни "Ах, как приятно вечерком" и "Милый, видишь там и тут…", написанные Дмитрием Шостаковичем, который был автором музыки к этому спектаклю, а за дирижерским пультом стоял молодой композитор Исаак Дунаевский.
В 1936 г. были сделаны её первые граммофонные записи.
В 1937 г. Клавдия Шульженко стала солисткой джаз‑оркестра под руководством Якова Скоморовского. В ее программе были песни "От края и до края" Ивана Дзержинского, "Если Волга разольется" Исаака Дунаевского, джазовая интерпретация "Тачанки" Константина Листова и др. В 1938 г. в репертуаре певицы появились песни "Руки" Ильи Жака, "Записка" Бродского, "Челита" в обработке Михаила Феркельмана.
В 1939 г. Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В январе 1940 г. в Ленинграде был создан джаз‑оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 г. В годы войны коллектив получил звание Ленинградского фронтового джаз‑ансамбля, а визитной карточкой его стала песня "Синий платочек", музыку к которой написал польский композитор Иржи Петербургский, а стихи ‑ военный журналист Михаил Максимов.
Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз‑ансамбля с которым гастролировала в действующий войсках на протяжении всей войны. За первый год ленинградской блокады она дала 500 концертов. Благодаря исполнению фронтовых песен "Синий платочек ", "Давай закурим ", "Друзья‑однополчане ", "Морячка" и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание. В репертуаре певицы было также много шуточных песен: "Курносый", "О любви не говори", "Упрямый медведь", "Нюра" и др.
12 июля 1942 г. на сцене Ленинградского Дома Красной Армии, где состоялся концерт Шульженко и Фронтового джаз‑ансамбля, певице была вручена медаль "За оборону Ленинграда".
Она участвовала в съемках фильма "Концерт фронту", в 1943 г. представила программу "Города‑герои".
9 мая 1945 г. Клавдия Шульженко была награждена наивысшей советской воинской наградой ‑ орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 г. за "выдающиеся заслуги в области вокального искусства" солистке Всероссийского гастрольно‑концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание Заслуженной артистки РСФСР.
После войны певица вернулась к обычному репертуару. С лета 1945 г. она стала выступать сольно. Ее пытались критиковать за то, что у нее не нашлось места для "громкой" патриотической песни. Но Клавдия Шульженко не слушала никого, кроме тех, для кого пела. Еще одной песней, получившую долгую счастливую жизнь от Клавдии Шульженко, стала песня Эдуарда Колмановского "Вальс о вальсе" на стихи Евгения Евтушенко.
В 1947 г. она обращается к сюите Соловьева‑Седова "Возвращение солдата" и "Симфоническому вальсу" Хачатуряна к драме Михаила Лермонтова "Маскарад".
С 1950 г. Шульженко сотрудничала с Исааком Дунаевским. Он написал для нее песни "Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни для фильма с участием певицы "Веселые звезды" (1954) режиссера Веры Строевой, в котором она исполнила одну из самых любимых своих песен ‑ " Молчание" на стихи Матусовского.
Сорудничество певицы с кинематографом началось в 1934 г., когда Клавдия Ивановна снялась в кинофильме режиссёра Михаила Авербаха "Кто твой друг?" в роли комсомолки Веры. Позже в комедии Эдуарда Иогансона "На отдыхе" (1936) певица исполняла лирическую песню за героиню фильма Тоню. Пластинка с записью "Песни Тони" стала фонографическим дебютом Шульженко. В декабре 1983 г. Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма режиссера Журавлева "Вас приглашает Клавдия Шульженко" (автор сценария Скороходов), премьера которого состоялась по первому каналу Центрального телевидения.
В 1950‑е гг. Клавдия Ивановна Шульженко стала признанным кумиром советской эстрады.
В 1954 г. вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. С тех пор она выпустила порядка 25 разноформатных долгоиграющих пластинок (свою последнюю долгоиграющую пластинку "Портрет" Клавдия Шульженко записала в 1980 г.).
В 1960‑х гг. Шульженко вновь обратилась к репертуару военных лет.
В 1965 г. она выступила на первом фестивале советской эстрадной песни.
С конца 1970‑х гг. она прекратила выступления с сольными программами и принимала участие лишь в сборных концертах.
В апреле 1976 г. в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт певицы. Одной из последних ее работ стала запись кантаты Дариуса Мийо "Сын и мать".
В 1981 г. в издательстве "Молодая гвардия" вышли её мемуары "Когда вы спросите меня…" (литературная запись Глеба Скороходова).
Творчество Клавдии Шульженко было высоко оценено государством. В ноябре 1962 г. "за большие достижения в области советского эстрадного искусства" ей было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСР; в мае 1971 г. "за большие достижения в области советского эстрадного искусства" ‑ почётное звание Народной артистки СССР, а в июне 1976 г. ей был вручён орден Ленина.
Личная жизнь Шульженко складывалась непросто. Официально замужем она была только один раз, хотя гражданских мужей у Клавдии Ивановны было несколько.
Первый муж (с 1930 по 1955 г.) ‑ куплетист и фельетонист Владимир Коралли (настоящая фамилия Кемпер), от которого у нее сын ‑ Игорь (1932). С Коралли она развелась, но в одиночестве пробыла недолго. В 1957 г. она встретила кинооператора Георгия Епифанова, который любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь.
Клавдия Шульженко скончалась 17 июня 1984 г. в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
30 мая 2006 г. на стене дома №22, корпус 2 по улице Спиридоновка (бывшей Алексея Толстого), где певица прожила четырнадцать лет своей жизни, с 1948 по 1962 г., был установлен мемориальный знак с изображением Клавдии Ивановны и надписью: "В этом доме жила выдающаяся певица и народная артистка СССР Клавдия Шульженко". Автор мемориальной доски ‑ вице‑президент Российской академии художеств Анатолий Бичуков.
Романс "Портрет" в исполнении Клавдии Шульженко. 1983 год
Клавдия Шульженко
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.